Меню сайта
Эмблема класса
Поиск
Голосуйте за сайт
Проголосуй за наш сайт
Друзья сайта
Победа в регионе

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители сайта

Locations of visitors to this page


Flag Counter
Статистика сайта
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Как правильно писать изложения

Изложение как вид письменной работы занимает промежуточное положение между диктантом и сочинением.
Изложение – это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей. 

По характеру текстового материала выделяется несколько типов изложений:

  • повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием),
  • описательное (или с элементами описания),
  • изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения).

Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает порой и описание, и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности.

Повествовательное или сюжетное изложение – наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях. 
Типичная погрешность повествований – неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако, глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия. 
 Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если учащийся ответит для себя на следующие вопросы:

  • Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
  • Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
  • Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
  • Как автор относится к персонажам? Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста? 

Сюжетное изложение дисциплинирует мысль учащегося, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения. 

Описательное изложение – более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.
При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину.
 Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина в середине XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов.
Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний – одна из важнейших задач пишущих изложение. 

Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:

  • Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
  • Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
  • Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
  • Какие средства языка использованы? 

В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения. 
 Последний вид – изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет учащихся. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?». 

Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:

  • выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
  • уточнение основной мысли высказывания;
  • построение рассуждений со сложной аргументацией;
  • отбор языковых средств;
  • воспроизведение текста от третьего лица;
  • построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного. 

Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает учащихся к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания. 

Кратко или подробно нужно излагать текст?

Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.

Учащийся вынужден писать кратко, если:

  • не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
  • обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста. 

На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) – трех стандартных страницах

С днём рождения

Кто родился в июне


В июне
именинников нет

Доска объявлений
Для учебы
Родителям
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
На каждый день
КаленДАРь - праздник на каждый день
Редколлегия сайта
Плаксина Вера Валентиновна -
главный редактор

Шкарлат Алина -
заместитель главного редактора

Сутягина Ирина
Петухова Олеся
Деревянкина Татьяна
Архив записей
 
s183class © 2017
Бесплатный хостинг uCoz