У меня двое детей-погодков, девочка —
старшая. Она любит читать, много всего прочла. Сын же за 12 лет жизни прочитал
книг пять-шесть. Единственный раз, когда я его видела увлеченно и быстро
читающим, — когда он читал «Гарри Поттера». Литература — нелюбимейший предмет,
при том что учительница у него вроде бы хорошая. Мне, которая очень любит
читать, это видеть больно и обидно, но когда я ему предлагаю очередную книгу, он
говорит: скучно. Что-то с этим можно сделать? Как ребенку полюбить читать? Алла
Отвечает Леонид КЛЕЙН, преподаватель
литературы:
– Давайте поразмышляем, зачем мы хотим, чтобы наши дети читали?
Потому что хотим воспитать их добрыми, ответственными, любящими людьми — или мы
хотим, чтобы они запоем читали книги? Возможно, многие родители считают, что
чтение книг — это необходимый инструмент воспитания, что это тот питательный
бульон, в котором формируется душа ребенка, его сознание и будущее
мировоззрение. «Человек читающий» зачастую не может себе представить
собеседника, друга, родственника, который не берет в руки книг. А ведь такой
взгляд на мир и окружающих не совсем верен! Вспомните Матрену из солженицынского
«Матрениного двора». Она не читала книг, не была образованной женщиной, и тем не
менее ее беседа, ее общество по-настоящему согревали писателя. Цельность
Матрены, ее духовная красота — это то богатство, которое совершенно не зависит
от уровня образованности или от количества прочитанных книг. А вот другой герой
рассказа Солженицына, лейтенант Зотов, много читал. Читал упорно, бескорыстно,
вырывая время для чтения у сна, читал наперекор обстоятельствам и окружению,
которое смеялось над его интеллигентской страстью. И тем не менее чтение не
спасло Зотова от совершенно аморального поступка — когда он арестовывает и
посылает на верную смерть невиновного человека. Матрена бы никогда так не
поступила. Мне можно возразить, что все мои примеры взяты из литературы. Но я
уверен, что в жизни каждого человека встречаются прекрасные люди, которые по тем
или иным причинам не стали читателями, но не перестали от этого быть
по-настоящему глубокими людьми. Живые примеры веры, любви, достойного поведения
оказываются порой гораздо важнее книг.
Другое дело, что мы, родители, все равно не перестанем
стремиться к тому, чтобы приучить наших детей читать, не перестанем радоваться,
видя ребенка за книгой, а не за монитором компьютера. Итак, есть ли способ
заставить подростка полюбить чтение? Ответ очевиден: нет. Нельзя заставить
полюбить! Нельзя сделать так, чтобы чтение было долгом, обязанностью, чтобы
ребенку было стыдно за то, что он не читает. Нельзя высмеивать его за нелюбовь к
книгам. Но — можно читать самим и получать от этого удовольствие. Читайте
хорошие книги, смотрите хорошие фильмы, и ваш сын в какой-то момент захочет
узнать тот культурный код, который уже доступен вам. Пока ребенок не читает,
можно ходить с ним на художественные выставки, водить его на хорошие фильмы,
обсуждать их с ним — все это развивает художественный вкус, и возможно, ваш сын
и сам не заметит, как в какой-то момент возьмет с полки хорошую книгу. Только
все эти культпоходы не должны превращаться в обязаловку, это не должно быть
нарочитым «воспитанием». Просто вы идете на выставку — и приглашаете своего сына
с собой. Вы прочли хорошую книгу — и обсуждаете ее в семье.
Вы пишете, что у вашего сына литература — «нелюбимейший»
предмет. Это, конечно, печально. Хороших учителей мало. Что тут можно
посоветовать? Можно ли в какой-то степени заменить учителя литературы? Думаю,
да. Самое интересное на уроках литературы (хороших уроках!) — это когда текст,
пусть самый обычный и хрестоматийный, превращается в загадку. Когда вдруг
оказывается, что есть вопросы, на которые не так-то легко ответить. Один вопрос
тянет за собой другой, третий…и в какой-то момент ребенок вдруг обнаруживает,
что он читает не скучную классику, а зашифрованную карту еще неизведанного мира.
Приведу пример. В пятом классе я на уроках литературы разбираю рассказ Чехова
«Каштанка». При внимательном чтении вдруг оказывается, что в этом «детском»
произведении не все так просто. У всех героев есть имена, даже у зверей, а у
клоуна, который подобрал Каштанку, когда она потерялась, имени нет. У человека,
который приютил, обогрел бездомную собаку, дал ей «профессию», есть только
цирковая кличка. Почему? И почему он переименовывает «Каштанку» в «Тетку»? Дети
сразу чувствуют, что имя «Тетка» звучит гораздо менее благозвучно, чем
«Каштанка». В конце рассказа, когда прежний хозяин видит свою собаку в цирке,
повествователь снова начинает звать ее прежним именем. Дети чувствуют, что за
этой игрой есть какой-то смысл, они начинают искать, начинают задавать себе
вопросы — например: в чем разница между двумя хозяевами Каштанки? Что мы знаем о
клоуне? К чему возвращается Каштанка к концу рассказа? Где ей жилось лучше?
Сейчас не место давать ответы на все эти вопросы, но, очевидно, сам процесс
чтения и рассуждения становится похожим на приключение, а ведь перед нами не
авантюрная повесть, а детский рассказ русского классика. Постарайтесь смотреть
на текст как на загадку, и тогда, возможно, ваши разговоры с сыном о литературе
станут для него интересны.
Материалы взяты с сайта Православие
и мир